Считается, что винтовые сваи двухлопастные имеют более высокую несущую способность. В статье рассмотрены нюансы расчета таких опор.
По конструкции лопастей винтовые сваи принято делить на:
- Широколопастные. Могут иметь одну или несколько лопастей. Имеют большую площадь опирания, поэтому эффективны в сезонно промерзающих, илистых и водонасыщенных грунтах с невысокой несущей способностью;
- Узколопастные. Используются в плотных и вечномерзлых грунтах. У таких свай гораздо ниже риск деформации. Высока несущая способность обеспечивается за счет плотности грунта, правильно выполненных расчетов количества опор, их диаметра и шага между ними.
Практика показывает, что одной лопасти часто бывает недостаточно для обеспечения необходимой устойчивости в нестабильных грунтах. Специалисты пришли к выводу, что наличие второй лопасти на треть увеличивает несущую способность сваи при выдергивании и при сжатии. Имеют значение следующие факторы: площадь опирания лопасти. Ее конфигурация и количество.
Проведенные исследования показали, что при неправильном выборе конфигурации или ошибках в расчете расстояния между лопастями наличие второй лопасти может наоборот увеличить риск деформаций. Верхняя лопасть часто в процессе погружения начинает разрыхлять грунт. В результате несущая способность основания может стать даже ниже, чем при использовании однолопастных свай.
Важно учесть, что диаметр лопастей и расстояние между ними не являются постоянными величинами. Их оптимальные значения определяются с учетом особенностей грунта на участке и планируемых нагрузок. Именно поэтому эффективное использование многовитковых свай возможно только на основании предварительных расчетов. При правильном подборе они действительно значительно устойчивее своих однолопастных аналогов к сжатию и к выдергиванию. При достижении критического уровня нагрузки такие опоры не уходят в срыв, а продолжают набирать несущую способность.
Для противодействия силам морозного пучения сваи закручивают строго ниже глубины промерзания грунта. Причем, рекомендуется погружать на такую глубину не только нижнюю, но и верхнюю лопасть.